Выбор резины для внедорожника
Прислано Ivin на Декабрь 16 2006 18:34:57
Колесо - это именно, тот элемент в машине, который непосредственно контактирует с покрытием поверхности движения. И чем крепче этот контакт, тем лучше сцепление с покрытием, а следовательно и лучше проходимость, а зависит это от рисунка протектора колеса. И можно ставить любые агрегаты, ставить любые блокировки, делать любой клиренс, придумывать всевозможные приспособления, но всё может быть бесполезно, если рисунок протектора не будет соответствовать типу покрытия.

Для болота и грязи резина должна быть мягкая. Чем мягче, тем лучше. Такая резина (при низком давлении) не рвет дерн и облегает неровности и использует их для дополнительного сцепления. Рисунок чем крупнее, тем лучше. Идеальный рисунок такого рода - елочка, выглядит так: < < < < < < < <. Обязательно наличие диагонально расположенных канавок, которые выдавливают грязь наружу (самоочищаются) при вращении колеса. Однако, мягкую резину относительно легко порвать о камни и сучья, так как она имеет радиальную конструкцию и небольшое число слоев корда, обычно два боковых слоя и четыре под протектором (кстати количество слоев корда указано на боковине шины). Например, шина Fulda "Tramp" и др.

От рисунка резины и её конструкции зависит и цена. Кроме того на стоимость резины влияет её размер и возможность её купить. В Москве в основном резина, за исключением распространённых моделей, продаётся под заказ.

шина BF Goodrich Mud Terrain

BF Goodrich Mud Terrain имеют три боковых и пять слоев под протектором. То есть эти шины можно отнести к усиленным. При этом они очень мягкие. На болотистой местности, если её подспустить, она плотно облегает неровности почвы (или что там под колёсами) и уверенно тянет джип вперед. Благодаря сильноразреженному протектору отлично работает в грязи и самоочищается. Хорошо работает резина и в песке, и в рыхлом снеге. Поэтому эти шины облюбованы большинством поклонников Off-Road. Кроме того её не обязательно снимать и при городской эксплуатации. Резина очень малошумная. Конструкция TriGard обеспечивает внушительную износостойкости. Чтобы съездить BFGoodrich MT за два-три года - это надо очень постараться. Как показывает практика, Mud Terrain не умирает своей смертью. Обычно его рвут, теряют и т.п. Стоимость такой 33-ей резины колеблется около 250$.

шина BF Goodrich All Terrain

 Однако в плане езды зимой по дорогам BF Goodrich Mud Terrain (да и все резины с таким рисунком) теряет свою привлекательность, из-за низких сцепным свойств на гладкой скользкой поверхности. Да и неудивительно - ламелей мало, да еще ширина большая - давление на лед очень маленькое. В таких случаях, наиболее универсальными являются шины категории all terrain -"общего назначения", такие как BF Goodrich All Terrain, которые имеют ровные характеристики на самых различных типах покрытий, от зимнего шоссе до жидкой грязи и глубокого песка. При этом она имеет удивительно низкий уровень шума.

Для движения по камням и каменистому грунту, а так же при возможных сильных ударах при преодолении препятствий резина должна быть прочной. Но такие колеса жесткие и тяжелые, а это плохо для трансмиссии и подвески.

Логотип Интерко

Особо нужно сказать о резине SuperSwamper фирмы Interco Tires Corp., у которых диагональное расположение корда и очень большое количество слоев (6-8 в зависимости от модели).

Все шины, выпускаемые под торговой маркой SuperSwamper, предназначены для сурового бездорожья. Особенностью конструкции этих шин является система Three Stage Lugs (TSL). Боковые грунтозацепы каждой шины имеют три размера: короткий, средний и длинный, и расположены особым образом. Каждый четвёртый грунтозацеп (длинный) заметно выдаётся вбок, обеспечивая хорошее боковое сцепление. шина SuperSwamper TSL Bogger шина SuperSwamper TSL SX шина SuperSwamper Radial Наиболее популярны SuperSwamper TSL Bogger - для езды в колее, по глине, грязи, глубокому снегу, песку; SuperSwamper TSL SX - для езды в колее, по камням, корягам, бревнам; SuperSwamper Radial более мягкие и легкие предназначены для езды по болоту, глине. Единственный минус этих шин пожалуй - высокая цена (в 1,5-4 раза больше) и большой вес, и лучше их не использовать на асфальтовом покрытии. Ценовой диапазон резины этой марки 33-го размера очень широкий и колеблется в пределах 300-450$.

шина SIMEX Extreme Trekker шина SIMEX Jungle Trekker 2

Довольно "зубастая" резина и значительно дешевле - малазийская SIMEX Extreme Trekker и SIMEX Jungle Trekker 2. Она великолепно выбирается из колеи и очень хорошо себя ведет как в глиненной, так и на каменистой почве. Не очень она хороша в зимних условиях. Стоимость такой 33-ей резины около 220-250$.

Если же говорить о цене, то стоит обратить внимание на Cooper Discoverer STT. Это одни из самых достойных среди дешевых "грязевых" шин. Радиальная бескамерная покрышка. Рисунок протектора очень напоминает BFGoodrich M-T, но материал протектора у BFGoodrich M-T немного помягче и чуть поэластичнее, боковина прочнее. Шины Cooper Discoverer STT по проходимости практически аналогичны BFGoodrich M-T, поэтому они заслуженно занимают второе место после "Гудрича" по распространенности. А их цена 33-го размера менее 200$.

шина MAXXIS M8090 Greepy Crawler шина MAXXIS M8080 Mudzilla M/T

Хорошие отзывы получила резина MAXXIS M8080 Mudzilla M/T и MAXXIS M8090 Greepy Crawler особенно в движении по песку, камням и в колее. Конструкция состоит из 6 слоев корда для увеличения силы и срока использования, рисунок протектора способствует самоочистке и увеличивает срок службы. У 33" размера предусмотрена специальная защита, предотвращающая попадание грязи между диском и резиной, а так же защищающая диск от внешних ударных нагрузок. Вероятно этими причинами обусловлена довольно большая цена этих колес, более 300$.

Кроме перечисленных шин есть ещё ряд интересных моделей, таких как: MICKEY THOMPSON, General Grabber M/T, GoodYear Wrangler MT и др.

шина Я-192

Отечественные шины использовать можно, но они тяжелые и качество их изготовления оставляет желать лучшего со всеми вытекающими последствиями. Заслуживают внимание шины Я-192, которые в принцепе предназначены для реального бездорожья. Она, как и все подобные отечественные шины очень жесткая ("дубовая"). Неплохо ведет себя на сухих камнях, хорошо цепляется за грунт и не дает сползать в колею, нормально идет по снегу. В грязи на ней ехать можно, но легко "зарыться" по мосты, также как и провалиться в болоте. Кроме того у неё плохая устойчивость на мокром асфальте. Про шум и говорить не стоит. Цена естественно несравнима с импортными шинами, но хоть это приятный факт.

тракторная резина Я-358

Очень интересная резина, предназначенная для полноприводных тракторов "Беларусь". Цена - от ящика водки за комплект до 120 у.е. за шт. Выпускаются Волжским (Я-358) и Белорусским (ФБел-160) шинными заводами. Возможна только для тяжелого бездорожья.

Размер резины зависит во-первых, от условий их применения, во-вторых, от прочности трансмиссии и передаточным числом мостов, в-третьих, от степени лифтовки машины. Зависимость очень простая: чем больше резина, тем больше клиренс автомобиля (это плюс), тем больше требуется лифтивка кузова и подрезание колёсных арок (это плюс), тем больше нагрузка на трансмиссию, особенно мосты, и подвеску (это большой минус), тем выше становится центр тяжести автомобиля (это минус), тем они дороже и больше затрат на их установку (это минус), тем меньше динамика и максимальная скорость вашего автомобиля. Чем шире резина, тем лучше она идет по мягкому грунту (болото, грязь и т.п.)(это плюс), тем труднее управлять ею на скользкой поверхности и в глубоком снегу (это минус), тем больше сопротивление при движении в узкой колее (это минус), тем возможно больше потребуется переделка автомобиля (тоже не плюс).

Если трудно определиться с выбором резины, обратитесь к специалистам "РАСПУТИЦЫ" и они помогут вам в выборе, а получив необходимый навык, со временем сделаете выбор сами.

Теперь о дисках. Колесные диски лучше использовать легкосплавные. Их преимущество - меньший вес и как следствие меньший износ подвески и лучшая управляемость. Размеры диска подбирают под соответствующий размер резины. Ширина диска составляет примерно 75-80% от заявленной ширины резины (т.е. для шины шириной 12.5" следует приобретать диск шириной 8-11"). Для таких пропорций есть минимум две причины.

Первая: на соревнованиях и других внедорожных мероприятиях для движения по песку, грязи, болоту и т.п. давление в шинах снижают до нескольких десятых атмосферы. Колеса при этом предпочитают часто разбортовываться. Принято считать, что при более узком диске край шины с большей силой давит на обод диска, тем самым шина не слетает.

Вторая причина. На большинстве шин (кроме SuperSwamper TSL Bogger Bogger и некоторых других) их ширина (измеряемая по "щекам" боковин) больше, чем ширина контактной части протектора. Соответственно одевая такие шины на более узкие диски, уменьшают выпирание боковин и тем самым слегка увеличивают "зубастость" боковых грунтозацепов. А также немного уменьшают поперечное сечение колеса, а значит и сопротивление всякой жиже при движении в глубокой колее и т.п. Однако надо заметить, что на более широких дисках площадь контакта шины при низком давлении все-таки больше, чем на узких. А этот параметр важен при езде по болотам и мягким грунтам.

Наиболее доступны на сегодняшний момент диски Zepp, Rock Crawler и др.

Исходя из сказанного, и это подтверждено на практике, наиболее оптимальными являются шины BFGoodrich M-T 33х12,5R15 (33-диаметр колеса в дюймах; 12,5-ширина шины в дюймах; R15-диаметр диска на который монтируется шина) на дисках шириной 8-10 дюймов (напоминаем, что 1 дюйм равен 2,54 см)с отрицательным вылетом (ЕТ) и формулой крепления (PCD) для а/м УАЗ 5х139,7.

Следует помнить, что новые легкосплавные диски нуждаются в повышенном внимание со стороны владельца (проверять и подтягивать колеса), так как имеют обыкновение просаживаться первое время (500 км) под колесными гайками. Итог - разбитый диск и срыв шпилек колесного редуктора.

http://rasputica.nm.ru/