Статья в газету "Бийский рабочий". Мысли ни о чём.
Прислано reduktor на Апрель 22 2009 09:05:43

Автор статьи: Виктор Оськин г.Бийск автомеханик СТО "РЕДУКТОР", клуб "АвтоБийск 4х4"
www.reduktor.autobiysk.ru
Джип это не автомобиль а стиль жизни.
По роду своей деятельности я часто вынужден отвечать на вопросы, связанные с
эксплуатацией внедорожников. Наша страна немного отличается от всего остального мира
тем, что забугорные владельцы внедорожников в своей основной массе являются как бы
любителями этих автомашин. Их они используют в основном для развлечений, путешествий
и участия в соревнованиях. Джипы не являются там повседневным и необходимым
транспортом, как у нас. В Германии вы вообще не найдёте бездорожья в нашем понятии.
Предприимчивые немцы на бывших советских танковых полигонах устраивают прокат джипов
для любителей экстремальных ощущений. А у нас любая поездка на охоту, рыбалку, да и
просто прогулка с семьёй за грибами запросто может превратиться в незаурядное
трофи-приключение, особенно если не повезёт с погодой. Вот поэтому так часто и возникают у
многих вопросы о том, как переоборудовать свой автомобиль к преодолению бездорожья.
Многие же специально покупают внедорожник для планируемых приключений, для участия в
соревнованиях и экстремальных горно-таёжных путешествий. Кому-нибудь мои рассуждения
покажутся спорными, кому то они не подойдут по финансовым соображениям, а некоторые
вообще покрутят пальцем у виска. Наверное почти во всём меня поддержат мои друзья из
клуба "Автобийск", где собрались мои единомышленники, вместе мы учавствуем в
многочисленных соревнованиях, джиперских фестивалях, экспедициях. Ну а я от лица всей
внедорожней братии постараюсь ответить на многие вопросы,
которые мне задают, тем более, что путь этот я прошёл от покупки заурядного УАЗа, до
создания спортивной боевой машины, на которой я уже третий год участвую в
Чемпионатах Сибири по трофи-рейдам. Поэтому и все рассуждения касаются в основном
УАЗа, хотя пригодятся и для любых джипов. Итак вам захотелось купить джип,
или он у вас есть, на котором
собираетесь покорять наше бездорожье, хотите вложить в него энную сумму денег, для
совершения поездок любого рода, из которых вы хотите вернуться в назначенный срок и
без посторонней помощи. И вы не хотите жить по поговорке "Чем круче джип, тем дальше
идти за трактором". Первое и самое главное, что вам необходимо запомнить и
с чем примириться это то, что вложенные деньги в ваш автомобиль никогда к вам не
вернуться. Вы никогда не продадите джип "с наваром". Это суровая реальность и с ней
надо считаться. Считайте, что деньги потрачены раз и навсегда, вы их больше не
увидите. Потому, что тюнинг джипа (джиперы говорят: "постройка машины"), никем, кроме
вас не оценится достойно, и вы расстанетесь с машиной только с существенным убытком.
Сразу оговорюсь, я посоветую, "что сделать с автомобилем", но не скажу "как". Для
этого мне
не хватит размеров не только статьи , но и целой газеты. И это вообще отдельная
тема. По всем вопросам, мы всегда готовы помочь в нашем внедорожнем клубе
"АвтоБийск", или в моей автомастерской "РЕДУКТОР". Адреса сайтов: www.autobiysk.ru
www.reduktor.autobiysk.ru Самое первое, что необходимо сделать, это защитить автомобиль от
воды. Все сапуны: коробки передач, раздатки, обоих мостов надо соединить в одну
магистраль и вывести в подкапотное пространство. В двигателе тщательно
загерметезировать щуп для проверки уровня масла, маслозаливную горловину. В систему
зажигания приобрести качественные высоковольтные провода, загерметизировать
трамблёр. Если у вас инжекторный двигатель, то позаботьтесь о герметизации свечей,
как правило они находятся в колодцах, откуда очень проблематично удалить воду.
Вопреки распространённому мнению можете не беспокоиться о рабоспособности стартера и
генератора. Конечно желательно перед бродами ослаблять или снимать ремень
вентилятора, но как показала моя практика, даже глубокие непрерывные броды длиной по 200-300 метров
не страшны. Для системы воздухозабора необходимо сделать выносную трубу-шноркель,
тщательно загерметизировав все соединения. Систему вентиляции картера перед бродом
необходимо отсоединять от воздушного фильтра. Ведь эта система в картере двигателя
создаёт разрежение и через малейшие неплотности воду будет просто засасывать. Трубку
вентиляции картера просто необходимо пережать, тогда давление в картере станет больше
атмосферного и будет препятствовать проникновению воды. При преодолении бродов (или
даже при стоянии в глубокой луже) будьте очень бдительны. Дело в том, что при
работающем двигателе выхлопные газы очень хорошо растворяются в воде, а потом
выходят на поверхность по площади значительно превышающей размеры машины. Проводились
тщательные исследования в результате которых было выявлено, что практически
независимо от марки автомобиля, концентрация выхлопных газов в салоне работающего
автомобиля, (если выхлопная труба находится ниже уровня воды) становится смертельной
через 5-10 минут. Не тешьте себя надеждой, что ваш авто новый и герметичный. На
джиперских соревнованиях уже отмечались летальные случаи от отравления угарным газом
в такой, казалось бы безобидной ситуации, когда водители сидели в
работающей,
безнадежно застрявшей машине. И воды то было чуть выше колена, но выхлопная труба
булькала в воду. Поверьте это очень опасно, я сам бывал в подобной ситуации.
Внимательно надо отнестись к бензобаку, как правило он находится не в самом высоком
месте. Заливная горловина и вентиляция-это пути попадания воды в бак. Для участия в
серьёзных экспедициях и соревнованиях необходимо перенести бак в салон. Особенно это
актуально для УАЗа. Слишком низко они расположены, просто анекдотично для покорителя
бездорожья. Для защиты передних крыльев желательно сделать мощный бампер.
Многочисленные модели "Кенгуринов" меня умиляют. Ну мы же не в Австралии, где
родилось это автоизобретение и термин. При преодолении препятствий в лесистой местности
досаждают вертикально стоящие деревья, которые отгибаются вперёд
хорошим бампером, состоящим из простого швеллера. Необходимо сделать мощную
защиту картера двигателя и рулевых тяг. У меня она сделана из 5 мм стального листа, и
я периодически снимаю её и выправляю кувалдой. Ну поскольку вся моя речь пока
идет
о передней части автомобиля то не обойтись без упоминания о лебёдке. Это несомненно
важнейший атрибут любого джипа. За два года я хорошо накачал мышцы ручной лебёдкой,
а
на будущей неделе придёт долгожданная посылка со "Спрутом". Лебёдок продаётся такое
же количество, сколько и мнений о их качестве среди джиперов. Американские,
австралийские, китайские, тайваньские-каких только нет. Я пошёл по простому пути:
поскольку это очень тяжелонагруженный агрегат, требующий постоянного обслуживания и
ремонта то, чтобы исключить проблемы с запчастями я выбрал "Спрут" Ульяновского
авторемзавода. Тем более команда этого завода в многочисленных трофи-соревнованиях
занимает далеко не последние места, а пользуются они естественно своей продукцией. К
тому же многочисленные тесты, многочисленных "любителей докопаться до истины" ни
привели ни к какому результату. Отдать безоговорочное преимущество какому то одному
брэнду
не удалось никоиу. Не буду сравнивать характеристики двигателей. Эта такая
бесконечная тема, что обьять её в одной статье просто нереально. Тем более у вас
такой двигатель, который достался с машиной. И перестановкой двигателя если вы и
займётесь, то это наступит уже в такое время в вашем джиперском образовании, что мои
советы в зтой статье давно будут вам известны. Замечу лишь, что на УАЗы что только не
ставят. Наверное не найдёшь ни одного лёгкого японского грузовика и мощной легковушки
из нутра которой не выкрали бы сердце и не имплантировали бы в УАЗ. У моего друга из
Новосибирска стоит 280 лошадиный мотор с коробкой автоматом. Серьёзнее переделки я не
встречал, хотя они наверняка есть. Ставят и V-образные восьмёрки от Пазиков , и зто
уже заурядное явление. Если уж речь коснулась коробок передач, то нельзя обойти
вниманием и раздаточную коробку. Если коробку передач переделывают только отчаянные
умельцы, то с раздаткой многие "кулибины" творят чудеса в самых различных уголках
нашей Родины. И не только с УАЗиковской. Ремкомплекты по повышению передаточного
числа раздатки на Судзуки выписывают даже из США. Дело в том, что в любой раздаточной
коробке существует пониженная передача. И чем больше будет передаточное число, тем
медленнее будет двигаться машина и тем более возрастает крутящий момент на колёсах.
В нашей мастерской мы из штатной раздатки с передаточным числом 1,94 изготовляем
две модификации раздаточных коробок с передаточными числами 2,56 и 3,18.
Эффект ошеломляющий. Как будто поставили двигатель в два раза мощнее. Ввели
модернизацию и в коробку передач. Чтобы исключить самоотключение пониженной передачи.
Все УАЗоводы знают какая это беда, а заводские конструктора и ухом не ведут, как
будто этой проблемы не существует. Сейчас у нас проходят испытания этого изобретения.
Могу похвалиться, что такой новинки пока не придумал никто в России. Есть идеи по борьбе
с самоотключением пониженной передачи, и они даже реализованы в жизнь, но они сделаны
по другому принципу. Нашему изобретению аналогов в стране нет. Хоть запатентовывай.
Следующая модернизация о которой необходимо сказать это установка блокировок
в ведущие мосты.
Существует много их видов, не бесспорных с конструктивных точек зрения. Но все
джиперы сходятся в одном- без блокировок это не джип, а "недопривод". Но зто уже
серьёзная трата денег, и много времени пройдёт, и повысится ваш джиперский
интеллектуальный уровень, а тогда уже и мои советы будут вам не нужны по поводу выбора
отдельной конструкции. Ясно одно-блокировка нужна. На что следующее обратиь
внимание-это на аксессуары. Без чего трудно представить джип? Домкрат под названием
ХАЙ-джек. Разной высоты. У меня 1500 мм. При необходимости может даже выполнить роль
лебёдки. Набор строп и тросов. Тоже разной длины. С крюками и шаклами.
(Приспособление для соединения тросов). На соревнованиях, да и в путешествиях у меня
в машине всегда метров 150 тросов. Запас карман не тянет. Обязательно надо иметь две,
а лучше четыре лесенки под названием сэнд-траки. На болоте их надо подкладывать под
колёса, что бы машина не тонула. Были случаи когда ими гатили болото по 40-50 метров.
Нельзя не отметить мощный компрессор. Дело в том, что на болотистой местности надо
спускать давление в колёсах до 0,5 атмосфер. А то и меньше. Ну а кто потом будет
качать их? Из следующих примочек обязателен багажник на крыше. Кроме своей прямой
обязанности-возить добро, под названием джиперский шмудряк, у него есть одна важная
функция. Это нести на себе фары дополнительного освещения. В одном путешествии я
сильно жалел об отсутствии такой вещи у себя. Ехать пришлось ночью, трава в
бездорожье была выше головы и свет фар не пробивался через траву. Ехали наугад. Вот
там я сильно жалел об отсутствии осветительной "Люстры" на багажнике. Очень важное
значение для проходимости влияет конструкция мостов . Это тоже очень
квалифицированная тема. Без сомнения только одно, настоящие продвинутые
внедорожники должны

иметь портальную конструкцию мостов. Машина приобретает более высокий клиренс и как
следствие, способность преодолевать более пересечённую местность. Теряется правда
скорость и вот это обстоятельство идёт пока джипам не на пользу. Ну кто в мире
откажется от быстрой езды? Даже в ущерб проходимости. На УАЗе вопрос мостов решается
просто, меняются гражданские мосты (колхозные), на военные. Просто вопрос денег.
Ну и напоследок я оставил две самые спорные темы. Они очень связаны между собой. Это
лифт машины и выбор резины. Тут столько мнений среди джиперов, что я рискую
навлечь на себя острые стрелы критики от своих коллег. Моё мнение родилось от условий
эксплуатации своей машины, своей манеры езды, маршрутами путешествий, и участием в
многочисленных соревнованиях. Лифт машины-то есть поднятие кузова над рамой, или рамы
над мостом, или лифт подвески должны прежде всего быть не самоцелью, а определяться
размером колёс, которым будет не тесно в колёсных арках. И не более того. Справедливо
отметить, что редко кто из джиперов нарушает это положение. Ну а какую резину,
вы будете ставить это одному богу известно. Никому же не придёт в голову выслушивать
советы посторонних по покупке праздничных туфель, да и повседневной обуви тоже.
Отмечу только одно, уж на чём не стоит экономить в машине, так это на резине. Да и
зкономия то это мифическая. Можно купить Российскую резину за полцены от импортной,
но она и износится в четыре раза быстрее. Вот эта разница и есть мифическая экономия.
Про джипы можно рассказывать бесконечно, и процесс строительства джипа тоже не имеет
конечной точки. Это дорога без конца. Я здесь не упомянул ни о переоборудовании
салона, ни о расширении колеи. ( На моём УАЗе кстати колея расширена на 220 мм
относительно штатной. Зато мне теперь никакие косогоры не страшны.) И уж тем более ни
о гидроусилителях руля (без них трудно представить современные машины), ни о
переделке тормозной системы. Это вообще сурово карается теми, кому это станет
известно. О многом я не рассказал, но главное наверное
поняли все читатели, что джип это не машина, а стиль жизни.
С уважением Оськин Виктор, автомеханик СТО "РЕДУКТОР"