AutoBiysk
   Главная Видео Фото галерея Форум Ссылки Google СПОРТ Скачать SMS-канал Рекламодателю Карта сайта PDA
Январь 20 2018 07:26:47   
Спонсор проекта
Навигация
Главная
Новости по категориям
Видео
Фото галерея
Форум
Ссылки
FAQ
Поиск
Google
Скачать
SMS-канал
PDA
Site Map
Бийские клубы
AutoBiysk-Ретро
AutoBiysk-ZAZ Club >>
AutoBiysk-4x4
ФАС "Русский экстрим"
StartLine-Club Бийск
БАКИ
ScooterBiysk
Автоклуб Вираж
eXtrim drive club
Взлёт
Клуб Пилот>>
Клуб Байкот
Мото BSK
MotoBiysk>>
Авто-торговля, услуги
Рекламодателю
Продажа авто
Автокредит
Грузоперевозки
Автосервисы
Автомагазины
Авторазбор
Автострахование
Автошколы
Автомойки
АЗС
Такси
Статьи
Консультации юриста
Управление автомобилем
Автозвук
Тюнинг автомобиля >>
4х4 >>
МОТО >>
Голосование
Ваше мнение о сайте

Этот сайт мне интересен

Хорошо, но...

Так себе..

Больше здесь не появлюсь

Участвовать в опросах могут только зарегистрированные пользователи.
On Line Расчет

Определение даты выпуска автомобиля

Шинный калькулятор

Расчет расстояний между городами
От:
До:
Через:

(на ATI.su)
Прогноз погоды
Мини-чат
Вам необходимо залогиниться.

cast 
ДАТА: 02/10/2017 10:54
торые она готовит к мероприятиям, так вовремя и так вкусно
cast 
ДАТА: 02/10/2017 10:54
Поздравляем Любу, с днем рождения!! постоянного, бессменного, неутомимого члена судейской комиссии. :
От себя лично хочу выразить огромный респект за вкуснейшие напитки и еду ко

cast 
ДАТА: 24/07/2017 22:57
Скоро к нашего одноклубника, Олега Г. день варенья, звоним в четверг, поздравляем.
BOOMBA 
ДАТА: 01/04/2017 15:43
С днюхой!
cast 
ДАТА: 01/04/2017 09:16
Поздравляю Вячеслава Ивина с днем рождения, желаю здоровья и новых походов и путешествий!
Показать больше сообщений

Efim 
ДАТА: 01/03/2017 08:12
Всех с первым днём весны!!! Урааа
proff 
ДАТА: 16/01/2017 08:13
Админы, уберите смайлик в предыдущем сообщении, не знаю как он туда попал.
proff 
ДАТА: 16/01/2017 08:11
17.01.17 в 14.00 состоятся поминки Евгения Лаптиева в кафе "М52" около драмтеатра (бывшая "Паулинка"
Efim 
ДАТА: 09/10/2016 10:00
Уважаемые джиперы, клуб Автобийск!!! Огромное всем спасибо за то, что пришли в гости к нам на свадьбу, за помощь в организации и за поддержку🎉🎉🎉 Отдельное преогромное спасибо з
groza10 
ДАТА: 19/09/2016 12:32
Есть у кого кресло автомобильное занедорого б\у? Если хотите продать, пишите на schturmowikF18@yandex.ru
Привет
Добро пожаловать на сайт Бийской федерации технических видов спорта "АвтоБийск"
Сайт посвящен автомобильной жизни города Бийска.
Здесь представлены авто-мото клубы города, обзоры авто-мото спортивных мероприятий.
Продажа автомобилей, автосервис города Бийска.


Рождение проекта- 20.12.06
Регистрация новых пользователей возможна только по запросу к админу: ivin_v@mail.ru ivin@autobiysk.ru Указывайте название сайта, свой логин (только латиницей) и свой е-майл. Пользователь регистрируется с временным паролем, заходите и меняете на свой. О регистрации вы получите уведомление.
Каракокша-Чемал 2009 (разведка-3 или ежики в тумане-2)
Описание третьей разведки направления на г.Альбаган хребта Иолго.

Автомобиль УАЗ.
Экипаж: Виктор Оськин, Виталий Ковылин, Вячеслав Ивин.
11-17 июня 2009г.

Автор статьи: Виктор Оськин г.Бийск автомеханик СТО "РЕДУКТОР", клуб "АвтоБийск 4х4"
www.reduktor.autobiysk.ru




День первый. Повторение пройденного.





Долго мы не смогли вытерпеть, опять потянуло в горы. Появился новый член экипажа. Виталий. Мы с Славой уже притёрлись. Честно, как то признавшись , что прощаем друг другу многие недостатки и шероховатости взаимоотношений сглаживаем компромиссами.

В горах это очень важно. Целыми днями рядом. Это не убежишь домой вечером после работы. Виталий нам понравился. Мужик настоящий. 8 лет на севере. Вахтовик. Водитель «УРАЛА». Тот, кто поколесил по нефтяным зимникам тысячи километров в Сургуте-вряд ли подведёт и будет надёжной опорой. Это и проверилась позднее в аварийной ситуации.


База «КУЗЯ» встретила нас, как старых знакомых. Несмотря на поздний вечер весь персонал во главе с хозяйкой-блондинкой высыпал нас встречать. Тем более, что по телефону всё заранее было договорено. Радость встречи, восклицания, улыбки. Наступила уже ночь, но нас гостеприимно накормили, развлекали разговорами.
Оказалось, что и у меня и хозяев базы много общих новосибирских знакомых и друзей …надцатилетней давности. От этого мы почувствовали себя вообще, как в родном кругу.

К путешествию мы готовились на этот раз ещё основательней. 290 литров бензина. Запас явно лишний. Расход мы уже знали. 1литр-1км. Но в расчёте на будущие экспедиции часть бензина я хотел забросить, как можно дальше, и оставить, в виде НЗ. Правда пожадничал, оставил на крайней точке только 30 литров, неизрасходованные 80 так и привёз на базу. Но запас карман не тянет, и булькающие канистры в багажнике приятно грели душу. Тросов метров 150, электрическая и механическая лебёдки, сэнд-траки. Затарились запчастями. Полуось, главная пара моста, дифференциал, ведомый вал, ведущая и ведомая шестерни бортовой передачи, цапфа, подшипники, масла. Теперь любую поломку переднего и заднего мостов мы могли устранить в полевых условиях. Больше, мы надеялись, в машине ничего не должно сломаться.
Наивные. Оказалось, что отвалится именно то, что трудно было представить и наше возвращение повиснет на волоске. Но это произойдёт на четвёртый день пути. А утром мы выдвинулись по знакомой лесовозке.
Перед выездом произошёл разговор с любопытствующим бригадиром лесозаготовителей. Презрительно посмотрев на наш УАЗ и узнав цель путешествия, он пообещал приехать и притащить нас назад на базу своим УРАЛом. «Две реки проедете, на третьей застрянете». Я взбеленился, но смолоду выработанная тактичность в общении с аборигенами, не позволила перейти разговору к перепалке.


Поездка-приключение началась. С радостью просматривали свои следы трёхнедельной давности. Погода отличная, мы одеваем цепи и готовы на подвиги.
Нитка маршрута должна проходить в другом месте. После окончания лесовозки уходим не вправо, как последние два раза, а влево, взбираясь на Ашпагачский хребет. Это разведка альтернативного пути.
В ещё знакомом болоте внимательно ищем развилку. И вот мы в непройденных нами местах. Эйфория приключения продолжалась недолго.


Спустя не более часа мы блуданули и засадили УАЗ по самые пороги. Слава и Виталий остались выковыривать машину, а я пошёл на поиски проезда. Часа 2 я бродил по карликовой иве и берёзке, пока наметился выход из тупика. Всё это время мужики вываживали машину, подкладывая под колёса бесконечное количество камней, остатков деревьев и прочий хворост. Спасало, что засели рядом с сухим местом, ниже по склону. Как только УАЗ встал на рукотворный фундамент из камней, деревьев и траков-рывок назад, вниз, и мы на свободе. 2 часа потерянного времени за безрассудное любопытство- проедем, не проедем.

Алгоритм движения меня не устраивал. Штурманы должны бежать впереди машины и показывать путь продвижения. Но из Славы легкоатлет нулёвый, а Виталя не имел достаточного опыта и слаженности действий со мной. Поэтому мне приходилось самому выходить на разведку и намечать путь вперёд. Это сильно замедляло продвижение.
Опыт взаимодействия приходит и отрабатывается постоянно и уже на следующий день всё пошло почти, как по маслу. Язык жестов и матерков, и переговоры по рации- всё было усвоено к моему удовольствию, и продвижение вперёд пошло достаточно профессионально.
Особенно в каменных лабиринтах помощь штурманов была неоценима. С раздаткой 3,16 УАЗ двигался, как улитка, и мои штурманы успевали, порыскав впереди, указывать верный путь.

Освободив машину из плена мы поехали по разведанному пути и попали на некоторое подобие дороги. Это было направление в сторону Ашпагачских озёр, которые алтайцы-тубалары посещают с целью добычи золотого корня, которого там необозримые плантации.


Выбрались на хребет и превратились в «Ежиков в тумане». Налетел ветер, снизилась облачность, пошёл снег. Видимость упала до 50-100 метров. Выручал навигатор потому, что в каменистой местности дорожка постоянно терялась. Но отсутствие чёткой задачи, поставленной штурману Виталию, и моя самонадеянность опять приподнесли сюрприз.

Я естественно в навигатор не смотрел, некогда было, рулёжка была очень тяжёлая, раз 10 я слышал от Виталия: «река Сурдин», но не обращал внимания. Думать было неохота и нечем. Название мне ничего не говорило. Карту я помнил назубок, как мне казалось.
За зиму сидения за компьютером все извилины всех рек сидели у меня в голове, но названий многих я, к сожалению, не знал. Не все были подписаны на моих картах. Когда выехали на самую вершину хребта, выше 2000 метров, облака немного рассеялись и перед нами открылся буквально лунный пейзаж.


Ширина хребта была более километра, глазу зацепиться было не за что. Сплошное каменное поле.

Потом опять упали облака. В этой ситуации я выбрал неправильное направление и мы свалились не в то ущелье. Опять Виталий стал твердить «река Сурдин», но было поздно.
Очухался я только тогда, когда поехали вдоль этой реки и её извилины не совпадали с извилинами в моих мозгах. И тут я удосужился посмотреть в компьютер.
Было около 20 часов, возвращаться в снежную тучу нам не сильно хотелось, и тут УАЗ уткнулся прямо в стоянку браконьеров-добытчиков золотого корня.


Бивак был готов в считанные минуты и мы с удовольствием начали процесс единения с природой посредством поглощения согревающих жидкостей. Консенсус был достигнут с одной только потерей.
Виталий ухитрился прорубить себе сапог вместе с ногой топором. За что выслушал от меня много ласковых слов. Утром сапог клеили ремнабором автомобилиста, а ногу ремонтировали жидкой кедровой смолой. Прекрасные антисептические и хорошие клеящие свойства смолы уже на следующий день дали поразительные результаты.
Рана затянулась и мы с удивлением рассматривали итог алтайского врачевания. Мой опыт таёжной жизни не пропал даром.

Ночью барабанил дождь по палатке, ревела под ухом неутомимая река Сурдин, но спалось нам так сладко, и так хорошо выспались, что уже в 6 часов утра бодро сворачивали лагерь. Событие, надо заметить, уникальное в походной жизни. Обычно такие процессы происходят на три часа позднее.


День второй. Моя дорога.

В 7 утра мы уже в машине. Слава и Виталий восхищаются нашей расторопностью и клянутся, что отныне так будет каждый день. Я только молча ухмыляюсь. Вчера утром на базе подъём был в 9 часов. Сегодня просто аномалия, а завтра будет, как вчера.


Сноровисто выехали по косогору на вчерашнюю колею. Мы лишний раз порадовались за широко поставленные колёса. Если у стандартного УАЗа ширина колеи 1445 мм по центрам колёс, то у нашего 1680 мм. На любых косогорах я теперь лишь флегматично поглядываю из окна, а раньше мандраж пробирал при любом крене.




Обстановка с утра просто великолепная; заснеженные горы, синее небо, зелёная трава под нами- ну просто рай. Тишина, птички какие то щебечут. Продолжалось это до возвращения на хребет. Там опять ветер, облачность правда ушла вверх, но холодно и очень неуютно.




Мы благополучно нашли потерявшийся развилок, проехали от него около двух километров, и остановились перед громадным спуском. Слава пошёл на разведку. Далеко внизу расстилались заросли карликовай ивы, тянулись несколько снежных полос, вдали виднелись знаменитые Ашпагачские озёра и всё это обрамлялось заснеженной и неприступной стеной Ашпагачского гольца. (На многих картах второе название- гора Верховье Куба высота 2371 м).




Мне понравилось, как Виталий объявил диспозицию: до Чемала по прямой 46 км, до перевала Альбаган 11,5 км. Сколько будет «по кривой» он скромно умолчал. Слава сделал отмашку и надо было начинать спуск с хребта.

Я выкинул из головы мысли о будущем подъёме (если придётся возвращаться) и машина медленно начала терять высоту. Попробуйте съехать с телевышки, мало не покажется. Перевал Кату-Ярык тоже хорош, но там дорога всё-таки, и серпантином, и скальный край дороги то справа, то слева. Будет страшно-просто упрись в стену и всё. Я там в лёгкую на «жигулёнке» спустился, а тут спуск прямой вниз, как стрела, всего-то около 200 метров по высоте, но Слава внизу, как муравей.
Всё прошло благополучно, с заниженной раздаткой так эффективно тормозилось двигателем, что проблем не было. У страха глаза велики.


Начали приближаться к озёрам. Снежные ленточки сверху казались игрушечными, но при попытке их пересечь получился полный облом.
Снег похож на полузастывший бетон; и по верху не держит, и таранить его бесполезно. В ход пошли лопата и траки. Лебедиться не за что. Но в принципе это было просто развлечение, особенно для меня.
Мужики, уже прочувствовав субординацию, даже не разрешили мне заняться такой «неквалифицированной» работой, за что я им был очень благодарен. Они видели моё напряжённое лицо при проводке машины по камням, болотам и знали, что все мы работаем на совесть, никто не филонил. Экипаж сработался и получился.


И вот мы выбрались на берег озера. Сколько раз мы произносили эти музыкальные, загадочные слова: Ашпагачские озёра. Это не Каракольские, это точно. Затерянность и отдаленность от всего мира чувствуется кажется в самом воздухе. УРАЛовская нитка колеи здесь заканчивается. (позднее мы узнали, что ездят сюда на «шишигах», может у них лучше проходимость?). Мы у промежуточной цели. Дальше только конные тропы.

Что нас ждёт? Я с тревогой поглядывал на хребтик, который обрамлял правый борт долины преграждающей нам путь. Скорей бы сбегать на разведку, сверлила в голове мысль. Этот хребтик был засадой на нашем пути к перевалу. Пройдём завтра этот хребет-путь к Альбагану открыт. Нет-возвращаемся домой. Всего-то метров 300 пути, и 50-80 по высоте. Но с виду скальный. Найдём ли проход?
Хозяин базы «Альбаган» махал руками:»Что вы? Там же скальные цирки, а в болотах кони по грудь тонут!»


Небо синее, но холодный ветер гонит нас вниз под защиту кедров. Опять теряем высоту в очень сложном спуске. Слава уже вошёл во вкус штурмана и я полностью ему доверяю. Смотрю только на его руки и выражение лица. Что по сторонам-мне наплевать, чуть движение Славиной руки вправо-влево и я бездумно выполняю. Он мозги, я исполнитель.
Мы-команда!




Время всего часа 4, но решаем остановиться на ночёвку. Мы уже семь часов в пути. Голодные и усталые. А прошли то километров 8. И чем мы только занимались весь день! Надо ставить бивак.
Мне не терпится убежать вперёд на разведку. Кругом красота, как на Караколах, но больше простора. И стена гольца выше, и неприступнее, чем горы обрамляющие Каракольские озёра.




Сготовили обед, нашли место для палатки-извечная проблема в горах. И места вроде много, и палатку поставить негде.






Я растолковал Славе, что такое Золотой корень, как выглядит, как растёт, как копать. Впрочем и проблем с понятием у него не было. Здесь Золотой корень везде, куда упадёт взгляд. Сплошные плантации. Слава принял позу дачника и занялся работой.






После обеда мы совершили со Славой небольшую экскурсию на озёра, а потом меня отправили в разведку. Взял моток ленты, что бы маркировать сложные места и отправился в путь.
С тревогой перебродил я через реку. Противоположный берег представлял собой хребет высотой несколько десятков метров. Можно ли его пересечь? Нетерпение гнало меня вперёд. Через несколько минут решится судьба не только сегодняшней поездки, но и может быть всей навязчивой идеи о преодолении перевала Альбаган.

И вдруг я вываливаюсь на тропу! Великолепная конная тропа с чёткими, свежайшими отпечатками подков. Я приободрился и рванулся вперёд. «Тропа не дура»-я твердил это заклинание из своей туристской юности. «Тропа не дура – в ней мудрость веков»-это была любимая поговорка моих туристских отцов семидесятых годов. Я даже не стал внимательно вглядываться в реку, которую пересекал.
Что мне этот брод по сравнению с тем хребтом, который высился передо мной. Мы любой брод преодолеем, а вот тот хребет…


Хребтик при приближении стал распадаться на ряд отрогов, овражков и долинок. И при ближайшем исследовании каждый из этих кусочков основного хребта принимал на себя и часть трудностей по его преодолению. Получалось, что вся масштабная задача по преодолению «засадной точки на карте» распределялась относительно равномерно на несколько более меньших проблем.
Как только я начал это понимать я понёсся вперёд, как на крыльях, едва сдерживая свою радость. По пути вспомнил долгие зимние ночи, когда часами всматривался в изгибы горизонталей, пытаясь понять:»Можно ли здесь провести машину?» Вверх, вниз, болотце, ручей.
Я стал отрывать кусочки ленты и привязывать на изгибах тропы, в местах, где удобнее поставить путь. Там где лошадь пройдет, ей крутизна не мешает, а УАЗику надо делать петлю, что бы остаться «на ногах». И поймал себя на мысли, что если я маркирую путь, то по нему уже пойдет машина.
Последний взлёт тропы и моему восторгу нет границ. Всё!!! Проход есть!!! Путь на Альбаган открыт.

За эти 300-400 метров тропы я пережил столько тревоги и радости ожидания, что почувствовал, как слетают с плеч годы и я стремлюсь к своей мечте с юношеским пылом и задором.
Прекраснейшие минуты! Путь открыт! Мы теперь точно дойдём до Альбагана!

Дальнейший характер местности я представлял по карте, и знал, что мы там пройдём. Несколько сложнейших спусков уже не играли принципиальной роли. О том, как на них подниматься назад, мыслей не было.

Вперёд, только вперёд! Конная тропа ушла влево, в долину Ложи, но там крутые склоны и каньон, а нам нельзя было терять высоту. Надо было двигаться вверх и вправо к двум озёрам. Всю местность я помнил по карте наизусть.
Шёл уже без тропы. И вот они долгожданные озёра! Вот как они выглядят! Мы завтра придём сюда.
Я вспомнил и полупрезрительные предупреждения водителя лесовоза, и авторитетнейшие заявления хозяина базы Альбаган, и недоверчивые Славины глаза, когда я рассказывал про здешние места, а он не верил мне и старался всё время выслушивать советы местных знатоков и пытался мне вбить в голову эти советы.

На два километра я ушёл от стоянки. Это были два километра моей победы! Завтра мы сюда приедем. Впервые здесь прокатится колесо моего УАЗа. Моя дорога!

И вдруг теперь, когда путь был разведан, вечером наступили сомнения. Вперёд меня толкал дух приключений, неизвестности и романтики. Но небольшие снежные перемычки, которые мы форсировали днём заставляли задуматься.
Если такой железобетонный снег останавливал нас на высоте около 1800 метров, то что нас ожидает на перевале, где высота на 300-350 метров больше? Возьмём ли мы его? Есть ли смысл рваться вперёд в такой ситуации, ведь путь уже разведан, проход есть. Может опять отложить до следующего раза, пока снег растает. Это первое, и второе.
При возвращении нас ждали три подъёма. Два пройденных и один сегодня мною разведанный. Если мы не возьмём перевал, то возвращаться, и добавится ещё завтрашний подъём. Есть ли смысл, может уже завтра повернуть назад?
С мужиками я пока не советовался, переживал всё в себе.
Сам с собой прикидывал возможности подъёма на них. Подняться то мы поднимемся, но время потратим на каждый подъём по полдня и больше. И возвращение будет длиннее по времени, чем путь вперёд. Ещё и завтра день туда и обратно. Не лучше ли сразу завтра отступить назад, это будет не поражение, я знал, а трезвость рассуждений.
Срок у нас был 5 дней, если повернём завтра, то уложимся впритык. Если завтра день туда и обратно, то может получиться и все 7-8.

Что-то не срасталось и в голове была каша. До сих пор такой ситуации не было. В прошлых зкспедициях путь домой был всегда легче и быстрей, но не в этой ситуации с подъёмами. Да ещё Слава в течении дня мне неоднократно говорил, что спуск к Ашпагачским озёрам очень крутой и сложный. Я то не успел ничего толком прочувствовать уткнувшись в напряжении на спуске носом в лобовое стекло, А Слава видел ямы вырытые колёсами УРАЛа или «шишиги», когда они поднимались вверх на плато. Подъём так крут, что колёсами вырывало грунт из-за малого сцепления. И хотя я Славу успокаивал, он мне говорил, что уже во время разведки присматривал скалы, за которые можно будет лебедиться.
Но хватит ли длины тросов? Он ведь не промерял расстояние до скал. На вскидку около 200 метров, а может и больше. Мы тогда не думали о возвращении. И эти два спуска-теперь подъёма, сегодняшний и завтрашний, тоже не слабые. На них хоть и кедрач, машину на руках вынесем (на лебёдке), но сколько времени это займёт? Если биться вперёд с дальнейшим закольцеванием маршрута вокруг Ашпагачского гольца, там нас ждёт засада в виде подъёма на перевал в истоках р.Куба.
Проходим ли он? Упрёмся в него и назад, а времени потеряем ещё больше.

Было от чего призадуматься, и настал момент, когда я выложив все «ЗА» и «ПРОТИВ» прямо спросил:»Что будем делать?». Мужики не удивились моему вопросу, словно каждый проигрывал эту ситуацию.
Я втайне надеялся на «вперёд», но Виталий меня просто сразил- «Конечно вперёд», будто речь шла о дополнительной выпивке, когда все вдруг понимают, что МАЛОВАТО.

Мир вокруг снова стал правильным и простым. Вечер прошёл чудесно, разговоры, шашлыки из остатков моей варёной колбасы, от которой все до сих пор презрительно воротили носы. Ветер шумел в вершине гольца.

День третий. Вперёд.

Утром после завтрака по настоянию Славы пошли разведать спуск к реке Ложа.
До базы Альбаган всего то 10 км, всё таки люди притягивали. Оттуда уже можно аварийно сорваться домой.
Я по одной тропе, Слава по другой. Но он упёрся в водопад, я в непроходимые дебри на склоне.

Идея отпала и мы выдвинулись на переправу, продолжать разведанный вчера маршрут. Её мы исследовали недолго и после небольшого забрасывания камнями глубоких ям в русле быстро сделали брод.

Начался подъём на хребет. Команда работала уже синхронно. Штурманы вперёд, я следом по их руководящим указкам.
Одно дело вчера просчитать генеральное направление, и совсем другое, колесом объезжать каждый камень и лавировать между деревьями на крутом косогоре. Разведанный спуск с хребтика был очень крут и сложен, с большим креном , с поворотами на спуске и с россыпью валунов на выходе.
Но Слава был на высоте, Никогда мы ещё так хорошо не понимали друг друга, движением руки, он как дирижёр, управлял медленно плывущим по рытвинам автомобилем.
Это была песня. Гордость за нашу чёткую работу переполняла меня. Мы чувствовали себя профессионалами в своём деле.

Потом была передышка в виде километрового косогора по тропе, тропа вильнула влево, на спуск в долину Ложи и мы снова стали набирать высоту, двигаясь по направлению к озёрам.

В одном месте сделали закладку 30 литров бензина. Теперь эта канистра доказывает, что всё идёт по далеко идущему намеченному генеральному плану. Вроде пустяк-канистра бензина, но в этом есть какой то глубокий смысл.


С набором высоты пошли развалы камней, появились очередные снежники. И впервые за всё путешествие мы воспользовались лебёдкой. Вообще весь поход мы шутили, ну что за развлекаловка, даже лебёдку не разматывали.
В отличие от предыдущей поездки, когда мы её не сматывали.





Озёра поразили нас своей первозданной красотой.

Замшелые обрывистые берега одного, и пологие в кедровых рощах другого. А местами встречались просто островки паркового леса, в окружении живописных нагромождений камней.
Царство сказки.





Вскоре выбрались на болотистое бескрайнее плато-это прямая дорога к Альбагану, и я не удержавшись рванулся вперёд, оставив своих верных помощников чертыхаться в зарослях ивы.
Заросли ивы выше машины, наклонение нам навстречу ветрами, расстилались на всём обозримом пространстве в несколько километров. Настоящие горные джунгли.




Только метров через 200 я сообразил остановиться, чтобы дождаться друзей и услышать от них то, что они обо мне думают.







Через 2-3 километра мы наконец то вышли в прямую видимость района Альбаганского перевала. Сам он закрывался красивой горой в виде конуса, на которой висело облако.
Очертания гор я помнил по предыдущим походам и показал ребятам предполагаемый путь штурма.
Но показывать было особенно нечего, видно было, что окрестности перевала забиты снегом.




Смысла рваться туда не было, и мы начали забирать вправо, намереваясь сделать кольцо вокруг Ашпагачского гольца с выходом на истоки р.Куба и возвращением по пройденной в предыдущих экспедициях дороге, через знакомый пень.






По прямой до перевала осталось 8,5 км. Из них видимого болота половина и половина терялась за перегибом местности.
По карте и по воспоминаниям я представлял невидимую часть, думаю она не составит большого труда в достижении перевала.






Погода вновь испортилась, снова снизились тучи, подул встречный ветер со снежной крупой. В такое ненастье хороший хозяин собаку не выпустит на улицу, но начались каменные россыпи сползающие с гольца, и опять мои Ёжики начали в тумане мельтешить впереди машины указывая мне путь.





Прошли ещё около двух километров уже не приближаясь к перевалу, каменные россыпи начали превращаться в откровенные наглые завалы и валы. До истоков Кубы оставалось примерно 2,5 км.






За шесть часов работы мы прошли не более 6-7 километров. Было 16 часов и я решил дать мужикам отдых, пообедать, а сам взяв хороший кусок сала с хлебом побрёл на разведку к истокам р.Куба. Вдруг истоки непреодолимы, придётся возвращаться назад, лучше пешком пройти это расстояние, чем мучать УАЗ пересечением этих дурацких каменных полей.

Появилась синева в небе, опять видны стали отроги Альбагана, такие близкие и опять недостижимые в эту поездку.
Мыслей о поражении не было, мы всё таки забрались в такие места где не бывало колесо автомобиля, это уже была победа.
Но и это были мысли вскольз, забота о преодолении перевала заменилась тревогой о преодолении истоков Кубы. Утренний успех придавал мне силы. Пробьёмся. Хотелось борьбы с неизведанным.


Медленно я брёл по болоту, камням, зарослям ивы навстречу ветру, иногда оглядываясь в сторону Альбагана. Вспоминал свой поход по этой тундре с женой 17 лет назад. Мы тогда за 11 дней буквально добежали от Чемала до Телецкого озера. 220 км, через12 перевалов. Потом опять с женой и с дочкой ходили через перевал Альбаган в долину Сумульты.
Эта разведка превращалась у меня, в день ностальгических воспоминаний, и бескрайнее болота простирающееся слева от меня казалось родным и знакомым. Я знал, что скоро я пересекусь с тропой идущей в нужном мне направлении и скоро выйду в истоки Кубы.
А Слава в это время сообщил по рации, что они тоже вышли на разведку пути в прямом направлении к Альбагану. Внизу перед ними заросли ивы, так помогающие нам в борьбе с болотом заканчивались, виднелись проплешины светло жёлтого цвета, мерцали зеркала нескольких болотец, и они решили проверить местность на её способность утопить автомобиль.
Друзей я уже не видел за перегибом местности, но предполагал куда они направились. На бескрайнем болотистом пространстве в несколько километров мы были одни, кажется мы были одни вообще во всей вселенной. Такое странное чувство оторванности от мира не угнетало, а наоборот мобилизовало на борьбу и сопротивление силам природы.


А природа в виде непогоды менялась каждые полчаса. Из долины Кубы, с запада, опять поползла чёрная туча, кажется её можно достать рукой. Потом небо разорвала канонада грома, лохматые куски облаков носились по необозримому пространству вокруг меня.
Чуть чуть выглянуло в разрывах туч солнце и осветив снежные склоны окружающих гор снова скрылось в мечущихся клочках тумана.
Странно, но я себя поймал на мысли, что ещё не дойдя до истоков Кубы я посматривал влево и зная, что там идёт тропа, планировал траекторию будущего похода к Альбагану.
Вся местность представляла очень пологую болотистую долину, вытянутую с запада на восток, на юг к Альбагану предстояло пересечь низинку, куда и направлялись Виталя и Слава. Если там почва будет сильно болотистая, то низинку можно будет пересечь ближе к истокам Кубы, куда я направлялся, и с большим обходом по тропе выйти снова в безопасные от болота заросли ивы.

Тем временем приближалось окончание моего маршрута. Вот и тропа, которую я ждал. Она идёт с долины Сумульты к Каракольским озёрам, до них два дня пешего пути.
Пройдя немного по тропе я увидел, как она начинает вползать в подъём, возможность или невозможность преодоления которого, не давала мне покоя всю зиму.

Я возликовал. Одного взгляда было достаточно, что бы понять-мы победили. Хотя оставалось ещё достаточно далеко, было видно, что тропа не виляет серпантином, как при крутом подьёме, а идёт почти прямо в лоб, всего лишь с несколькими вилюшками. Да ещё с обеих сторон лощину, по которой идёт тропа, обрамляют ряды кедров.
Лучшего исхода разведки трудно было представить. Не удержался и тут же сообщил друзьям.
И вот я уже у подножия подьёма, дождь со снегом размочили склон, но видно, что преодолеть его можно, в крайнем случае можно лебедиться в нескольких особенно крутых местах.
Для полноты картины я преодолел этот перевал и почти вышел на ровное место, путь открыт.
Мы проедем здесь.
Впереди ещё много неизведанного пространства до полного завершения кольца вокруг горы, но я уже знал главное, что мы победили. Опять чувство восторга охватило меня.

У Стефана Цвейга есть повесть о кругосветном путешествии Магеллана. Там описываются чувства мореплавателей, когда они попали на острова Индонезии после двухлетнего плавания по Атлантике, и Тихому океану и услышали европейскую речь. Им предстояло плыть ещё почти год через Индийский океан и Атлантику огибая Африку, но они уже поняли, что смогли обогнуть Землю.
Теперь я понимал их состояние, мы тоже обойдём вокруг горы и замкнём кольцо путешествия, возвращаясь по знакомому пути, который исследовали год назад. У нас тоже получается своя достойная кругосветка. То, что она достойная мы уже не сомневались.
Мы понимали, что это хоть маленькое, но первопрохождение. Хоть небольшое, но открытие нового мира.
Впрочем открытий небольших не бывает. Они или есть, или их нет.
До нас ничего подобного в этих краях не было, и мы представляли, как удивятся алтайцы, увидев здесь вдруг ниоткуда появившийся след нашего автомобиля.

Эх знал бы я какие сюрпризы ещё приподнесут нам горы и какие препятствия нам придётся преодолеть! Вдохновлённый возвращался я к нашей стоянке и чувство гордости первопроходца не оставляло меня. Мы первые, мы единственные побывали здесь на машине.

Прошлогодние октябрьские приключения со Славой вспоминались мне с лёгкой грустью и снисходительностью. И трёхнедельной давности разведка в две машины потеряла свою значительность. Все прошлые воспоминания и переживания заслонило теперешнее возбуждённо-приподнятое настроение.

Короткий обед с невыносимой Славиной аджикой ждал меня и мы снова двинулись в путь, окрылённые новой задачей-закольцевать маршрут и выйти на свою старую тропу. Радостно и легко было ещё и оттого, что не придётся штурмовать три подъёма на обратном пути.
Путь вперёд казался теперь лёгким и беспроблемным.

От знакомых, уже пройденных мест нас отделяло всего то около 8 километров.
Наш УАЗ солидно урча своими потрохами без проблем преодолел большую часть подъёма, колёса обутые в четыре цепи уверенно рвали мокрый грунт и машина уверенно продвигалась вперёд.
До конца подьёма оставалось несколько метров, на склоне меня стало стаскивать в овраг.


Удивительная штука опыт. Я сейчас вспоминаю то хладнокровное состояние, которое было присуще всем нам в тот момент. Трезво, без всякой спешки оценили ситуацию. Попробовали выползти с помощью траков, не помогло. Машина сползала всё ниже и ниже.
Тогда было принято решение полуразвернувшись уйти на самое дно оврага и уже оттуда продолжать новую попытку преодоления склона. Эпизод незначительный. Но показательный. Так слаженно мы работали, что даже не обратили на его внимания, всё произошло само собой, мы втроём с машиной составляли единый боевой организм. Погода в очередной раз испортилась, опять замельтешил снег.


Уже приближался вечер. А мы находились на самом верху, до границы леса ещё было неизвестно сколько. Но приближалось неотвратимое.





Я вдруг почувствовал люфт рулевого колеса. Сначала в пылу азарта и борьбы не обратил на него внимание, да ещё и было это на подъёме. И вдруг я встрепенулся-это же руль! Это не скрип кузова вчера, когда у нас открутилась одна гайка болта, крепящего кузов к раме.
На более-менее ровном месте я остановился и плюхнулся в грязь под машину. Болты крепления рулевого редуктора к раме ослабли и при попытке подтянуть их, головка одного болта остался у нас в руках, а резьбовая часть в теле редуктора.
Серьёзность ситуации мы ещё не прочувствовали.


Дрянная погода, ветер, снег мешали нам думать. В головах была только одна мысль-вперёд, вниз с перевала, под защиту деревьев.
Оставшиеся два болта подтянули, но редуктор уже сделал вмятины на внутренней части рамы и подтяжка мало, что дала.





Двинулись дальше, но люфт не пропадал. Я стал бережнее относиться к движению машины, к ударам камней по колёсам и беспощадно заставлял штурманов искать более благоприятный путь по камням. В кабину они уже больше не садились.
Мокрые, усталые брели они впереди по зарослям ивняка и берёзки, переползали через камни и взмахами рук указывали мне направление.
Через каждые 50-100 метров Виталий подходил к машине и подтягивал оставшиеся два болта. В машине отыскали кусок плоского зубила из пилы, мы вогнали его с внутренней стороны между рамой и редуктором, прикрыв образовавшиеся трещины. Это немного помогло, но болты вновь ослабли и кусок выпал.


Я уже начал понимать, что это всё ненадолго, наступит критическая ситуация и всё развалится. Но от усталости и плохой погоды уже плохо соображал, и знал только одно-ситуация не аварийная, мы не на шоссе, машина в кювет не свалится, благо ближайший находится не менее, чем в 60 км.
Подтяжка болтов продолжалась уже чаще, через каждые несколько минут.

Карликовая берёзка поредела и чаще стали встречаться проплешины каменных полян. Потом они превратились в сплошные поля курумника, при продвижении камни нещадно долбили по колёсам выворачивая рулевое колесо.
Уже темнело, впереди уже завиднелись чахлые кедровники. Мы приободрились, но курумник только усилился.


И вот настал такой момент, что я остановил машину и сказал:»Всё, ночевка». Мои спутники удивлённо посмотрели на меня-«Где ночевать? В камнях? В Машине?».
Впереди виднелись небольшие рощицы кедров, уже настоящих деревьев.

Собрали нужные шмотки для ночёвки. Утро вечера мудренее. Уже стемнялось и мы пошатываясь поплелись к месту будущего лагеря. Грустное это было движение, без энтузиазма. Голодные, усталые, мокрые и замёзшие, подгоняемые ветром и снегом, скользили мы по валунам и каждый понимал в какую каменную западню мы попали.
Языки каменных рек сползали с горы справа налево поперёк нашего пути, перемежаясь участками открытых болот, и снова возникая невысокими грядами. Возможно ли завтра по ним проехать?
Батареи навигаторов сели и я предусмотрительно стал считал пары шагов от УАЗа до места ночёвки. Постоянно оглядываясь, запоминал местность.
За спиной расстилался однообразный пустынный пейзаж, изредко разбавляемый небольшими кустиками низкорослых деревьев. В этой мешанине из холмиков курумника, зарослей ивняка завтра найти нашу машину было весьма проблематично.


Наступила ночь, кое как поужинав, мы завалились спать в поставленную палатку. На сегодня борьба закончилась. Закончился третий день пути. Пройдено было километров 10.





День четвёртый. Ремонт.



Утреннее солнце заливало палатку ярким светом. Казалось, что наконец-то погода к нам смилостивилась.
Неспешно встали, приготовили нехитрый завтрак.





Оставили всё хозяйство и пошли к машине, попутно разведывая проезд.. УАЗ стоял оказывается даже на бугорочке, проблем с его поиском не возникло, когда я отсчитал то же количество шагов, как и вечером.







Понуро смотрел он своими глазами-фарами в сторону своего будущего пути. «Бедная машинка»-подумал я с нежностью, «Тебе и в страшном сне не приснились бы подобные испытания. Бегала бы себе по своим колхозным полям в Усятске, так нет же, угораздило же тебя попасть в мои руки». Машину я любил, мы с ней составляли единое целое. Частенько ласково проводил ладошкой по капоту похлопывал по крыльям.
А однажды вечером так расчувствовался, что положил ей на бампер кусочек сахара, Прямо, как алтаец. Глупость конечно, но возникла такая душевная потребность. Без смеху, без дураков. На полном серьёзе.
Может УАЗ чувствует эту ласку, и не сильно то капризничает. Кто его знает.

Подтянули болты рулевого, обнаружили, что длинная рулевая тяга согнута коромыслом. И защита не помогла. Утро и вправду вечера мудренее. По светлу и при хорошей погоде быстро добрались до палатки. Сложили бивак и тронулись вниз по склону.


Курумник ещё немного продолжался, но мы уже спускались среди деревьев. Потом возникли ручьи, болотца , и самое неприятное- с кочками, преодолевать которые было так же трудно, как и камни.





Заехали уже в сплошной лес, что то хрустнуло и рулевое колесо закрутилось в свободном полёте. «Всё, приехали»- подумал я. Так оно и оказалось.
Редуктор срезал оставшиеся два болта и повис на валу.
Военный совет. Только не в Филях, а на хребте Иолго.
Редуктор для начала сняли. Все три резьбовых остатка болтов сидели в корпусе редуктора.

Намучившись, кое как выкрутили один обломок нижнего болта. Остальные два никак не поддавались.
Обидно. Всё взяли для мостов, ну не редуктор же ещё с собой возить.
Я всерьёз начал прорабатывать версию-сбегать в цивилизацию за редуктором. Слава с сомнением смотрел на меня.



Мы находились в самой дальней точке маршрута. До Каракольских озёр, оттуда до Чемала 60 километров, ровно столько же, до Каракокши, и до Эдигана.
Мы находились в центре безлюдного треугольника. «Ну и что прикинул я бодро, три дня ходьбы».
«Тебе не 30 лет»- сказал Слава хмуро, «и даже не 40. Ты и за неделю не обернёшься». Про обратный путь с редуктором я как то забыл, я представляя, что мне главное в жильё попасть.

Продолжили соображать дальше. Одно отверстие есть, где взять болт? Там резьба 1,75. Перерыли всю машину, откуда скрутить. Вспомнил, на моих шаклах болт на 12, только резьба 1,25. Ерунда, закрутим. Задача сводилась к тому, чтобы пришпандорить редуктор на своё старое место. Чем? «Верёвками прикрутим»-сказал Виталий. Может тросом? Их у нас столько, что можно всю машину обмотать.



Работа закипела. Открутили пластину, к которой крепится корпус воздушного фильтра. Разрубили зубилом, выправили (камней-наковален вокруг было видимо-невидимо), наживили редуктор, проложив между ним и рамой пластину для прикрытия трещин.





Хитрым способом обмотали вокруг рамы и редуктора трос. С наружной стороны рамы ещё проложили пластину и между пластиной и рамой вбили два клина, сделанные из сухого топорища. Клинья так распёрли тросовую обмотку, что редуктор буквально прилип к раме.





Через немогу закрутили единственный болт, резьбу он сам себе нарезал по месту. С виду получилось вполне надёжно.
Покрутили баранку-люфта нет. Я ещё положил тряпку на всё это сооружение (на клинья), и остаток дня ходил поливал её водой, что бы клинья разбухли и ещё сильнее натянули тросовую петлю.
Что бы уменьшить нагрузку на редуктор вытащили все проставки-расширители колёс, вернув машине штатный размер колеи. Сзади оставили , как было-расширенный. Всё таки косогоров впереди ещё хватало.


Приближался вечер и решили уже не уезжать, остаться на ночёвку. Пока мы с Виталием занимались ремонтом, вернее Слава заготовил громадную кучу дров. Решили устроить себе пир-горой и вечерние посиделки. Начали устанавливать палатку и, как всегда, у меня со Славой не обошлось без споров.
Дело в том, что он такой неприхотливый, что мог спать в любом положении и на любом месте. Стоит ему принять мало-мальски горизонтальное положение и он отрубался в сон в течение пары минут. Мне даже иногда казалось, что посади его на сук дерева и он будет спать, как птица. Уникальная и ценная для путешественника непритязательность.
А я чувствуя малейшую неровность под палаткой, всегда стремился сделать идеальное ложе. Так и сейчас получилось. Слава с размаху расстелил палатку куда глаза глядят, а я начал привередничать-«Вот с этого края ямы, а здесь корни торчат». Он молча отошёл и занялся ужином, а я решил проучить его, предварительно объявив ему об этом, и уложив спать на корнях. Свою сторону палаточного пола я тщательно выстелил лапником.

Торжественный вечер удался. Мы как бы прощались с горами и тайгой. Понаблюдали за звёздами, я даже вспомнил свои старые туристские песни и устроил небольшой сольный концерт. Завтрашний день нам представлялся прогулкой по сравнению с пройденным.
До завершения кольца оставалось не более 1,5 км. А там уже знакомая, дважды пройденная дорога. К вечеру точно доберёмся.
Оглянувшись я увидел, что Слава уже плюхнулся в палатку, аккурат на моё подготовленное место по своей обычной неразборчивости и уже спит. Пришлось мне, чертыхаясь, располагаться с противоположной стороны палатки. Но спалось уютно и сладко, никаких корней я не чувствовал. «Может он и прав»-подумал я уже засыпая.

День пятый. Последнее испытание, возвращение.

Утром проснулись с прекрасным настроением. Солнечно, погода выровнялась. Мы под защитой кедровой тайги. У нас уже лето не то, что на болотисто-каменистом плато два дня назад под снегом и ветром. Неспешно собрали лагерь.
У всех на устах уже было слово «баня». Хотя от неё нас отделяло 60 км горной тайги, три перевала и два болота. Но это всё было знакомая, дважды исследованная часть пути. Кроме 1,5 км незакольцованной части маршрута. Она то и приподнесла нам последнее испытание на прочность наших характеров.



Началось движение вроде неплохо, но потом…Откуда то опять навалились каменные россыпи. Как будто курумник назло нам решил попрать законы природы и переместился в тайгу с высокогорных плато. Мы были безмерно удивлены.






Опять штурманы с трудом выбирают маршрут, среди каменных завалов. К ним прибавляются уже чисто таёжные препятствия-безмерное количество поваленных деревьев и трава. И я решил не рисковать раненым УАЗом, отправился в разведку.




Вместо полутора, я исколесил 3-4 километра, пока наконец то не выпал на тропу. Где то на ней у нас была конечная точка предыдущего маршрута. Решил удлинить путь, но сделать его более щадящим для машины. Для этого пришлось дважды форсировать реку.



Пришло время и наконец то мы увидели свои же отпечатки протекторов. Смотрелись они рядом с отпечатками подков на тропе удивительно и нереально. Наверное космонавты на Луне с таким же чувством рассматривали следы, сделанные своим вездеходом.
Нам было чем гордиться! Мы были первые!






Дальнейший знакомый путь на базу не представлял больших сложностей. Как и положено небольшая заминка произошла у знакомого пня-стража тайги.
На косогоре перед ним машина, как всегда скользнула влево и я снова упёрся в пень бампером. Слава от восторга засмеялся. Что за наваждение?
Уже в пятый раз за три экспедиции. Вышел из машины и внимательно проанализировал ситуацию. Колёса каждый раз соскальзывали по мокрым раскинувшимся корням, а правее я всегда остерегался проходить, возникал опасный крен. Но заминка была небольшая, и мы продолжали дальнейший путь без больших приключений. За исключением того, что появилось новое препятствие.



Здесь лето уже начинало входить в свою силу и пошла трава. Две прошлые поездки: поздней осенью и ранней весной мы были ограждены от этой напасти. А сейчас трава пошла в рост.
Достаточно сказать, что мы четыре, пять раз с ходу садились на мосты не замечая спрятанных в траве камней, и колёса беспомощно повисали в воздухе. Выручал хай-джек. А ведь это только начало лета.
Мои штурманы никак не могли поверить, что скоро трава вымахает выше человеческого роста. Они лишь недоверчиво качали головами. Так, что в июле нас ждут новые испытания предоставленные роскошной алтайской природой.

Вернулись на базу мы уже в сумерках, по пути разведали ещё один неизвестный участок дороги, который не давал нам со Славой покоя. Мы не знали, где он начинается. Выезжали всегда на среднюю его часть.



Сейчас решили проехать дорогу насквозь, затея удалась уже вечером и с большим трудом из-за обильных болот. Да ещё опять зарядил дождь, и горы опять провожали нас опустившимся не то туманом, не то облаками. И мы опять превратились в Ёжиков. Но это было уже прощальное «до свидания» Каракокшинской тайги.


Мы сюда ещё вернёмся, ждите нас горы!!!







Подробный фотоочет


Полный маршрут глазами спутника:

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Логин
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Ближайшие праздники
Статистика сайта
Пользователей: 1649
Уникальных посетителей: 24,489,926
Новостей: 362
Статей: 139
Коментариев: 502
Чат: 924
Форум: 15,141
Фотографий: 17577
Загрузок: 574
Темы форума
НГ 2018 в Самахе
Рождественское чаепи...
Новогодний мандарин ...
Ночёвка на природе н...
Бийская осень 2017
Осенний слет 2017
77-й Легендарный Вел...
Узаконивание изменен...
Емурла 29.07-30.07.17
Караколы в среду
Новые комментарии:
Небольшое видео о...
в понедельник 18 ...
До слез... Светла...
Душевный ролик. С...
Вспомним еще раз ...
Новые статьи
Иогач-Балыкча 2013
Иогач-Балыкча 2003 "...
Каракокша-Чемал 2010...
Альбаган-2012 или Не...
Каракокша-Чемал 2011...
Новые ссылки
Автоклуб Вираж
клуб Мото BSK
Мотоклуб "Байкот" г....
ФАС "Русский экстрим...
Квадроциклы на Алтае
Новые файлы
Советы по подготовке... 14
Бабочки атакуют 41
Автомобили Таврия, С... 18
Auto_Trust 125
Моя машина 146
Популярные файлы
Электрическая схе... 230
Моя машина 146
Auto_Trust 125
Бабочки атакуют 41
Автомобили Таврия... 18
Новые фото
bitva20130000323.jpg
bitva20130000323.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000322.jpg
bitva20130000322.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000321.jpg
bitva20130000321.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000320.jpg
bitva20130000320.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000319.jpg
bitva20130000319.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000318.jpg
bitva20130000318.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000317.jpg
bitva20130000317.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000316.jpg
bitva20130000316.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г

bitva20130000315.jpg
bitva20130000315.jpg
Альбом: Битва под Смоленским 2013. 12-14 июля 2013г


хостинг от .masterhost Рейтинг@Mail.ru